Приказ Управления образования от 17.11.2021 №145 "О проведении итогового сочинения (изложения) в 11(12) классах образовательных организаций МО "Каменский городской округ" в 2021-2022 учебном году" открыть
В 2021 году отмечается 200-летие со дня рождения Н.А. Некрасова и Ф.М. Достоевского, и с их произведениями связаны направления тем сочинения в этом году в 2021-2022 учебном году:
- Человек путешествующий: дорога в жизни человека (дорога реальная, воображаемая, книжная). Выпускник сможет написать о личном опыте путешествий и путевых впечатлениях других людей, дорожных приключениях литературных героев, фантазийных перемещениях во времени и в пространстве, о теме дороги в произведениях искусства. Не исключено понимание дороги как пути научных исследований и творческих поисков. Дорога может быть осмыслена не только в конкретном, но и в символическом значении. Темы сочинений позволят рассуждать о том, как человек на жизненном пути обретает практический и духовный опыт, меняется, лучше понимает самого себя и других людей.
Обращение к художественной, философской, психологической, краеведческой, научной литературе, мемуарам, дневникам, травелогам и публицистике, позволит рассмотреть путешествие как важное средство познания действительности и внутреннего мира человека.
- Цивилизация и технологии - спасение, вызов или трагедия? (достижения и риски цивилизации, надежды и страхи, с ней связанные). Темы сочинений будут способствовать раздумьям выпускника о собственном опыте столкновения с технологическими новшествами и экологическими проблемами, дадут импульс к рассуждению о влиянии научно-технического прогресса на человека и окружающий его мир. Все эти проблемы стали особенно актуальны на фоне вызовов пандемии 2020-2021 гг. Темы позволят задуматься о диалектике "плюсов" и "минусов" цивилизационного процесса, о благих и трагических последствиях развития технологий, о способах достижения равновесия между материально-техническими завоеваниями и духовными ценностями человечества.
Примеры из философской, научной, публицистической, критической и мемуарной литературы покажут, как мыслители, деятели науки и искусства понимают технологический прогресс, в чем видят его пользу и вред. Оправданно также обращение к художественным произведениям, в которых присутствует мотив научных открытий, в том числе к жанрам научной фантастики, утопии и антиутопии.
- Преступление и Наказание - вечная тема (преступление и наказание как явление социальное и нравственное, совесть и стыд, ответственность, раскаяние).Темы сочинений позволят анализировать и оценивать поступки человека с правовой и этической точек зрения. В рассуждениях можно касаться таких проблем, как ответственность за сделанный выбор, последствия преступления для окружающих и самого преступника, возмездие и муки совести и др.
- Книга (музыка, спектакль, фильм) - про меня (высказывание о тексте, который представляется личностно важным для 11-классника). В сочинении раскроются читательские (зрительские, музыкальные) предпочтения, выпускник даст собственные интерпретации значимого для него произведения. Мотивировка выбора произведения может быть разной: сильное эстетическое впечатление, совпадение изображенных событий с жизненным опытом выпускника, актуальность проблематики, близость психологических и мировоззренческих установок автора и выпускника.
Высказываясь о произведении искусства с опорой на собственный опыт осмысления жизни, участник может привлечь при аргументации примеры из художественных текстов (включая сценарии), мемуаров, дневников, публицистики, а также из искусствоведческих трудов критиков и ученых.
- Кому на Руси жить хорошо? - вопрос гражданина (социальные пороки и общественная справедливость, поиск путей помощи тем, кому трудно, путей совершенствования общества и государства). Тематическое направление сформулировано с отсылкой к известной поэме Н. А. Некрасова, 200-летие со дня рождения которого отмечается в конце 2021 г. Поставленный вопрос дает возможность рассуждать о самом понятии "гражданин", об общественной справедливости и личной ответственности гражданина, о счастье и долге, о причинах социальных пороков и способах их устранения, о необходимости помогать тем, у кого возникли жизненные проблемы, о путях совершенствования общественного и государственного устройства.
Темы сочинений, ориентированные на широкий круг социально-философских вопросов, позволят соотнести историю и современность, опереться на читательский кругозор и опыт социально-значимой деятельности выпускника. При раскрытии тем этого направления можно привлечь для аргументации примеры из художественной, исторической, психологической, философской литературы и публицистики, обозначая при их интерпретации свою гражданскую и нравственную позицию.
Многообразны литературные источники, рассматривающие вечную тему с научной точки зрения (юридической, психологической, социальной, философской). Богата названной проблематикой публицистическая, мемуарная и, конечно, художественная литература, в которой особое место занимает роман "Преступление и наказание" Ф. М. Достоевского, 200-летний юбилей со дня рождения которого все человечество будет отмечать в конце 2021 г.
Дата проведения итогового сочинения в 2021 году
Несмотря на то, что направления тем публикуются заранее, конкретная тема становится известной за 15 минут до начала экзамена. Итоговое сочинение оценивается "зачет" или "незачет". Получившие "незачет" не допускаются к сдаче единого государственного экзамена и государственного выпускного экзамена допускают только выпускников, получивших "зачет".
По информации Рособрнадзора, в 2021-2022 учебном году итоговое сочинение пройдет:
основной срок 1 декабря 2021 года
дополнительные сроки - 2 февраля 2022 года и 4 мая 2022 года
Приказ Управления образования от 01.04.2021 № 36 "О проведении итогового сочинения (изложения) в 11 (12) классах образовательных организаций в МО "Каменский городской округ" в 2020-2021 учебном году" открыть
Приказ Минпросвещения России № 665/1156 от 24.11.2020 г. "Об особенностях проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам среднего общего образования в 2020/21 учебном году в части проведения итогового сочинения (изложения)" открыть
Запись председателя региональной предметной комиссии по литературе ЕГЭ Долининой Т.А. "О подг-отовке к итоговому сочинению (изложению) текущего года учеников 11-х классов":

2019-2020 учебный год
Министр просвещения РФ О.Ю. Васильева объявила пять направлений тем итогового сочинения на 2019/20 учебный год:
"Война и мир" – к 150-летию великой книги
Надежда и отчаяние
Добро и зло
Гордость и смирение
Он и она
Как и в предыдущие годы, итоговое сочинение является допуском выпускников к государственной итоговой аттестации. При этом обучающиеся с ограниченными возможностями здоровья вправе выбрать написание изложения. В рамках открытых направлений тем итогового сочинения разрабатываются конкретные темы итогового сочинения (подбираются тексты изложений) для каждого часового пояса отдельно. Конкретные темы итогового сочинения (тексты изложений) доставляются в органы управления образованием на местах в день проведения итогового сочинения (изложения).
Комментарий к открытым тематическим направлениям 2019/20 учебного года, подготовленный специалистами ФГБНУ «ФИПИ»
Приказ по Управлению образования Администрации муниципального образования "Каменский городской округ" № 143 от 25.11.2019 г. "О проведении итогового сочинения (изложения) в 11(12) классах образовательных организаций МО "Каменский городской округ" в 2019-2020 учебном году
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧАСТНИКОВ:
1.Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для участников.
2.Интервью с ученым секретарем ФИПИ Е.А. Зининой об итоговом сочинении на сайте Российской Газеты от 10.09.2018 г.
3.Правила заполнения бланков
4.Сроки и места подачи заявлений на сдачу итогового сочинения (изложения)
МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ ОРГАНИЗАТОРОВ:
1.Методические рекомендации по подготовке к итоговому сочинению (изложению) для ОО.
2.Перечень основных изменений (дополнений), вносимых в методические документы, рекомендуемые к использованию при организации и проведении итогового сочинения (изложения) в 2017/18 учебном году
Методические рекомендации для экспертов, участвующих в проверке итогового сочинения (изложения)
3.Технический регламент проведения итогового сочинения (изложения).
4.Критерии оценивания итогового сочинения (изложения)
приказ Министерства общего и профессионального образования Свердловской области от 18.11.2016 № 533-Д "Об утверждении порядка проведения, порядка и сроков проверки итогового сочинения (изложения) на территории Свердловской области"